Архитектурный облик Пекина

Планировка и архитектура. Архитектурный облик Пекина складывался в течение многих веков. От 12 в. сохранились остатки глинобитных стен и фундаментов зданий, свидетельствующие, что город занимал тогда лишь юго-западную часть современного П. Ему были присущи уже характерные черты китайского столичного градостроительства — чёткие очертания прямоугольного плана, разделение на 2 равные части центральной магистралью, прямоугольная сеть улиц. В 13 в. город разросся к С., а на протяжении 15—17 вв. превратился в грандиозный ансамбль. Мощные глинобитные стены были облицованы кирпичом, крепостные ворота завершили все важные магистрали. К 1553 предместья, также обнесённые кирпичными стенами, образовали «Внешний город». «Внутренний город» включал комплекс «Императорского города», обнесённый стенами и рвом, куда вошли многочисленные дворцы, храмы, пагоды, парки, холмы и озёра. Среди них: храм Таймяо («Храм поминания предков», 1420, перестроен в 1544; ныне — часть Дворца культуры трудящихся), алтарь Шэцзитань («Алтарь божественной земли и злаков», 15 в., ныне в парке им. Сунь Ят-сена), парк на горе Мэйшань («Угольная гора», или Цзиншань — «Гора прекрасного вида»); парк Бэйхай на берегу и острове озера Бэйхай («Северное море») с ламаистской пагодой Байта («Белая пагода»), храмом Байтасы («Храм Белой пагоды», ныне Юнъаньсы, «Храм вечного спокойствия»; оба — 1651), павильонами Улунтин («Павильоны пяти драконов», 1651) и др. Южная стена «Императорского города» завершилась воротами Чэнтяньмынь (1420; на их месте в 1651 выстроены новые ворота Тяньаньмынь — «Ворота небесного спокойствия») и площадью (названной впоследствии Тяньаньмынь). Ядром «Императорского города» стал включенный в него «Запретный город» с комплексом Императорского дворца. В южной части «Внешнего города» расположился ансамбль «Храм неба» (Тяньтань; 1420 — 1530, перестроен в 18—19 вв.). Его основные сооружения (Циняньдянь, «Храм молитвы за богатый урожай», 1420, перестраивался в 16 в., 18—19 вв.; Хуан-цюнъюй, «Зал небесного свода», 1530, реконструирован в 1752; алтарь Хуань-цю, «Алтарь неба», 1530, реконструирован в 1749) расположены по единой оси. Сочетание кругов и квадратов, положенное в основу как планов отдельных зданий, так и всего ансамбля, отвечало древнейшим космогоническим представлениям о структуре Земли и Неба. В конце 17—19 вв. на территории «Императорского города» возникли многочисленные храмы (Шанъинь-дянь, «Храм источника доброты», конец 17 — начало 18 вв.; Ваньфолоу, «Храм десяти тысяч Будд», 18 в.; оба — в парке Бэйхай, и др.), беседки, галереи, отличающиеся обилием декоративных деталей, разнообразием строительных материалов (керамика, металл). Орнаментальное богатство характеризует ансамбль ламаистского монастыря Юнхэгун (18 в.).

После победы народной революции в 1949 в Пекин расширяется главная площадь Тяньаньмынь, на З. и В. которой выстроены здание Всекитайского собрания народных представителей, здание Музея китайской революции и Музея истории Китая (оба — 1959). Магистрали Дунчанъаньцзе и Сичанъаньцзе соединяются с новыми районами. Возник ряд общественных зданий: Дворец культуры национальностей, Центральный телеграф (1958). По проектам советских архитекторов выстроены: Выставочный павильон (1954, В. С. Андреев и др.), Дом радио (1954—57, Д. Н. Чечулин). Расширяются границы Пекина. С конца 1950-х гг. жилищный фонд П. пополняется мало, большинство жилых домов лишено канализации. Новые здания большей частью предназначены для административно-торговых нужд. Ряду древних памятников в 60-х гг. были нанесены повреждения. В окрестностях Пекина — многочисленные дворцовые, храмовые и мемориальные ансамбли. Важнейшие из них: комплекс погребальных сооружений императоров Шисаньлин («13 гробниц», 15—17 вв.), состоящий из 13 самостоятельных погребений с располагающейся перед ними «аллеей духов» ; летняя императорская резиденция и парк Ихэюань на горе Ваньшоушань, храм Биюньсы (14 в., перестроен в 18 в.).

Читайте так же:

Комментарии запрещены.