Экономика. Пекин

Экономика. Пекин занимает важное географическое положение в одном из самых густонаселённых и экономически развитых районов страны — Хуабэй (Северный Китай). В первое десятилетие после образования КНР возросло значение Пекина как экономического центра в общенациональном масштабе. Этому способствует удобное транспортное положение столицы, расширение её внутриэкономических и внешнеэкономических связей, сырьевая (минеральная и с/х) база окружающей Пекин территории. До 1949 здесь были развиты в основном отрасли лёгкой и пищевой, большей частью кустарной, промышленности, распространены художественные ремёсла. Промышленные предприятия размещались главным образом в окрестностях (завод мостовых конструкций в Фэнтае, паровозостроительный завод в Чансиньдяне и др.).

За 1948—57 производство промышленной продукции пекинского промышленного района возросло в 17 раз. Ведущими стали отрасли тяжёлой промышленности. В этот период значительная часть предприятий создана при помощи СССР и др. социалистических стран. В Пекине имеются машиностроение (автомобилестроение, производство с/х машин, станков, электросилового, химического, горнорудного и кузнечно-прессового оборудования, подшипников, текстильных и печатных машин), приборостроение, радиоэлектроника (производство электронных ламп, полупроводников, радиоаппаратуры, телевизоров, электронно-вычислительных машин), нефтеперерабатывающая (новый комплекс нефтеперерабатывающих предприятий в окрестностях Пекина) и химическая промышленность (производство кислот, соды, минеральных удобрений, инсектицидов, пластмасс, синтетических волокон, синтетического каучука, резиновых и фармацевтических изделий), производство стройматериалов. Пекин — центр текстильной (в основном хлопчатобумажной) промышленности и полиграфии. Город получает электроэнергию от ТЭС и ГЭС Гуаньтин. Расширены старые предприятия в пригородах Пекина Выросла добыча угля (в 6 раз за 1949—73) на шахтах Мыньтоугоу (вблизи Пекина). На базе старого чугунолитейного завода (Шицзиншань, на р. Юндинхэ, в 20 км к Западу от Пекина) возник металлургический комбинат. На южной и юго-западной окраинах — кирпичные и цементные заводы (Люлихэ). В Пекине более 200 крупных (с числом занятых свыше 1000 чел.) предприятий; на долю средних и малых предприятий падает около 1/10 валовой промышленной продукции. Промышленность концентрируется главным образом в 2 районах: старом, западном (угольная, чёрная металлургия, шерстяная), и новом, восточном (автостроение, химическая, хлопчатобумажная, фармацевтическая, пищевая, бумажная и др.). Сохраняют значение кустарные производства, всегда игравшие важную роль в экономике города (резьба по дереву, слоновой кости, нефриту, изделия из перегородчатой эмали, производство ковров).

Пекин — самый крупный транспортный узел КНР, здесь скрещиваются 4 ж.-д. магистрали. Главный аэропорт П.- Шоуду. Аванпортом П. на берегу залива Бохайвань Жёлтого моря (от которого П. отстоит на 180 км)является Тяньцзинь. Пекинский канал (25 км, построен в 1956—57) связывает П. с р. Юндинхэ, являющейся основным источником водоснабжения столицы. Метрополитен (1-я очередь в 1970; длиной 23 км) до 1974 для перевозок пассажиров не использовался.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.