Старые здания в стиле шикумэнь

Старые здания в стиле шикумэнь также одна из особенностей шанхайской культуры. Это, как правило, двух- или трёхэтажные городские усадьбы, обнесённые высокой кирпичной стеной. Во дворе усадьбы и между домами проходили прямые аллеи-переулки, называемые лунтан (弄堂, шанхайск. лондан), давшие название районам таких домов. Вход в каждую аллею обычно был украшен каменной аркой. Шикумэнь напоминают городские дома того времени в Великобритании и США, однако отличаются от них высокой мощной кирпичной стеной. Название «шикумэнь» буквально означает «ворота в каменное хранилище», подразумевая массивные ворота у этих зданий.

Шикумэнь вобрали в себя различные элементы западной и традицонной китайской архитектуры нижнего течения Янцзы. Во всех традиционных китайских жилищах был внутренний двор, и шикумэнь не исключение. Однако из-за расположения в городе их дворы были намного меньше, но в то же время они создавали ощущение уюта и защиты от шума городских улиц. Многие выращивали во дворе цветы и деревья. Благодаря внутреннему двору в помещения дома попадало больше солнечного света и свежего воздуха.

Этот стиль первоначально появился в XIX в., когда местные градостроители пытались адаптировать западные городские дома к китайским условиям. Стена вокруг дома появилась во времена Тайпинского восстания для защиты от грабежей и нападений и позднее от беспорядков начала XX в. К началу Второй мировой войны более 80 % населения города жили в шикумэнях. Некоторые из них были построены наспех и скорее напоминали трущобы, в то время как другие были сделаны добротно и имели все современные удобства.

Во время и после окончания Второй мировой войны массовый приток населения в город привёл к тому, что во многие шикумэни были фактически превращены в коммуналки, где каждая семья занимала по одной комнате. Во многих районах лунтан, которые не были снесены во время массовой реконструкции последних лет, люди до сих пор живут в таких стеснённых условиях.

Среди прочих культурных явлений, возникших в Шанхае, также можно отметить чёнсам — осовремененный вариант традиционного маньчжурско-китайского женского платья ципао. Чёнсам впервые стали носить в Шанхае в 1910-х гг. Эта одежда подчёркивала стройность женщины, внизу платье имело длинные разрезы вдоль ног. Платье резко контрастировало с традиционным ципао, скрывавшем фигуру. Чёнсам носили вместе с западными пальто и шарфом, и этот образ стал своего рода символом Шанхая того времения и всего восточно-азиатского модерна в целом. Западная мода менялась, эти изменения сказывались и на чёнсаме: в моду входили закрывающие шею платья без рукавов, платья с рукавами в виде колокольчиков и кружева из чёрной тесьмы по кромке платья. К 1940-м гг. корсаж чёнсамов стали делать из прозрачного чёрного украшенного бисером материала, в том числе из бархата. Чуть позже в моду вошли клетчатые ткани. В 1949 г. вместе с революцией закончилась эра чёнсамов и моды в привычном понимании этого слова. Однако в последние десятилетие индустрия моды вновь быстрыми темпами набирает обороты. В Шанхае по крайней мере один раз в неделю проходит показ мод. Как и в архитектуре, шанхайские дизайнеры пытаются создать свой стиль, основанный на синтезе западных и традиционно китайских мотивов.

XIX — первая половина XX вв.
Первые русские в Шанхае появились в середине ХIХ в. Это были купцы, торговцы чаем, для которых Шанхай стал важным перевалочным пунктом импорта чая в Россию. Кроме того, в Шанхайский порт постоянно заходили русские корабли. Поэтому уже в 1860 г. в Шанхае появился нештатный русский консул, а в 1896 г. было учреждено штатное Российское императорское генеральное консульство. В начале XX в. «Российским добровольным флотом» была установлена регулярная пароходная линия Владивосток-Шанхай. Численность русских жителей Шанхая увеличилась в это время примерно до 350 человек (данные 1905 г.) и в предреволюционный период существенно не менялась, составляя приблизительно 3 % от общего числа иностранцев в городе.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.